Математика лекции задачи Лекции по электротехнике Теория машин и механизмов Машиностроительное черчение Современные интерьеры архитектура дизайн История искусства Информатика Физика решение задач >

Классификация зубчатых передач Эвольвентное зацепление Качественные показатели зубчатой передачи Цилиндрические косозубные передачи Передачи Новикова Виброизоляция и виброзащита Силой трения покоя Показатели ремонтопригодности


Теория машин и механизмов

Единый принцип образования механизмов по Ассуру. Согласно принципу, сформулированному Ассуром механизм может быть образован последовательным присоединением к одному или нескольким первичным механизмам (начальным звеньям) одной или нескольких кинематических цепей нулевой подвижности ( W = 0), причем каждая цепь должна быть подсоединена не менее чем к двум звеньям.

Цилиндрические косозубные пердачи

Изготовление косозубых колес

Косозубые колеса, как и прямозубые, изготовляются способом обкатки, в основу которого положен процесс станочного зацепления. Нарезание косого зуба можно выполнить стандартным режущим инструментом: установить рейку так, чтобы линия ее зуба составляла с осью колеса угол β, равный углу наклона делительной линии.

Такой же наклон получат зубья изготовляемого колеса на его стандартно-начальном цилиндре. А так как в реечном станочном зацеплении делительный цилиндр совпадает со станочно-начальным, то именно на делительном цилиндре зубья получатся расположенными под углом β, на который наклонен инструмент на станке.

Связь с прямозубыми колесами

Движения обката при изготовлении как прямозубых, так и косозубых колес одинаковы. Отсюда следует весьма важный вывод: все принципиальные положения, касающиеся станочного зацепления прямозубого колеса с прямозубой производящей рейкой, справедливы также для станочного зацепления косозубого колеса с косозубой производящей рейкой.

Вместе с тем процесс изготовления косозубых колес имеет и свои особенности, вытекающие из того, что инструмент установлен на станке наклонно. Параметры полученного исходного производящего контура (ИПК) будут отличаться от параметров стандартного ИПК.

Например,

, (57)

где p –– шаг стандартного ИПК.

Поэтому

, (58)

где m –– стандартный модуль инструмента.

Расчетный реечный ИПК, как и стандартный, имеет эвольвентные кромки. Зубья при изготовлении получают эвольвентный профиль. Значит, косозубая цилиндрическая передача является эвольвентной передачей. Отсюда следует еще один важный вывод: все теоретические положения и зависимости, полученные для прямозубой эвольвентной передачи, полностью справедливы и для косозубой, но сформированной не на базе стандартного, а на базе расчетного ИПК.

Радиус основного цилиндра

. (59)

Высота зуба

. (60)

Коэффициент высоты ножки зуба

. (61)

Коэффициент радиального зазора:

, (62)

. (63)

Свойства косозубой передачи

Благодаря косине зуба, он выходит из зацепления не сразу весь, а постепенно. После того, как профиль ЭА выйдет из зацепления, шестерня повернется еще на угол  до момента выхода из зацепления профиля ЭС.

Продолжительность зацепления одной пары зубьев в косозубой передаче большая, чем в прямозубой, в которой зуб выходит из зацепления одновременно весь по всей своей длине. Поэтому

, (64)

где  –– угол поворота шестерни за время полного зацепления одной пары косых зубьев; –– угол поворота шестерни в зацеплении прямых зубьев.

Коэффициентом перекрытия косозубой передачи называют отношение:

, (65)

, (66)

где –– коэффициент торцевого перекрытия,

, (67)

 –– коэффициент осевого перекрытия,

, (68)

. (69)

 Коэффициент перекрытия косозубой передачи больше коэффициента перекрытия прямозубой, что является достоинством косозубой передачи.

Для косозубых колес

. (70)

Так как  , то , то есть косозубые колеса менее подвержены подрезанию, чем прямозубые.

Конические зубчатые передачи Во многих машинах осуществление требуемых движений механизмов связано с необходимостью передать вращение с одного вала на другой при условии, что оси этих валов либо пересекаются, либо скрещиваются. В таких случаях применяют соответственно или коническую, или гиперболоидную зубчатую передачу. Аксоидами колес первой являются конусы, аксоидами колес второй –– однополостные гиперболоиды. Обе передачи относятся к категории пространственных механизмов. Изложению основ их синтеза (геометрического расчета) по заданному передаточному отношению посвящена данная глава.

Образование боковой поверхности зубьев

Взаимодействие сферических эвольвент описать в аналитической форме довольно сложно. Учитывая, что высотные размеры зубьев невелики по сравнению с радиусом сферы и профили зубьев расположены на узком сферическом поясе, используют инженерную методику расчета, которая заключается в использовании дополнительных конусов

Передачи с винтовыми колесами Гиперболоидные зубчатые передачи В зубчатой передаче со скрещивающимися осями вращения колес относительное движение колес для данного мгновения может быть представлено как вращение вокруг мгновенной винтовой оси с одновременным скольжением вдоль нее. При постоянном передаточном отношении мгновенная винтовая ось занимает постоянное положение в неподвижном пространстве; аксоидами относительного движения являются однополостные гиперболоиды вращения. Поэтому зубчатую передачу со скрещивающимися осями вращения колес называют гиперболоидной.

Метод планов скоростей и ускорений позволяет при наличии планов положений механизма определить скорости и ускорения любых точек механизма для любого момента времени.Кинематические исследования этим методом начинаются с построена плана механизма, т. е. изображение его кинематической схемы в выбранном масштабе длины звеньев [],где -истинный размер звена, -его масштабное изображение в мм.
Основные теоремы динамики Теорема сложения скоростей