О творческом начале языка архитектуры

Физика решение задач
Задачи контрольной
Молекулярная физика
Электpостатика
Закон Кулона
Потенциал
Основные законы постоянного
тока
Физика атомного ядра
Электротехнические материалы
Электромагнетизм
Электромагнитное
взаимодействие
Квантооптические явления
Оптика
Волновая оптика
Теория аберрации Стокса
Физические основы механики
Молекулярная физика
и термодинамика
Молекулярно-кинетическая
теория
Математика решение задач
Математика Задачи
Комплексные числа
Дифференциальное и
интегральное исчисление
Интегралы
Основные задачи на прямую
и плоскость
Векторная алгебра
Исследование функции
и построение графика
Производная функции
Свойства комплексных чисел
Алгебраические уравнения
Одночлены и многочлены
Высшая математика в экономике
Линейные уравнения
Понятие множества
История искусства
Послевоенный дизайн
Современные интерьеры
общественных зданий
Эмоциональный потенциал
архитектуры
Об условном развитии
пространства
О масштабе и образе
Форма, материал, цвет
О  компонентах интерьера
Язык архитектуры
Дизайн архитектурной среды
Стиль модерн Ар Нуво
Промышленные выставки
Искусство Западная Европа
Искусство Россия
Архитектура и скульптура
Живопись Россия
Импрессионизм
Эпоха Возрождения
Искусство Испании
Искусство Голландии
Европа и Россия XVIII век
Формирование дизайна
Информатика
Накопители на жестких дисках
Локальная сеть

Обобщения и систематизация, проведенные автором на основе анализа выдающихся произведений архитектуры прошлого и современности, раскрывают ряд существенных возможностей творчества и расширяют понятие языка архитектуры

О взаимодействии науки и творчества в проектировании

Когда речь идет о творческих проблемах интерьера, возникает вопрос не только о возможностях языка архитектуры как профессионального знания, но также задача сочинения на архитектурную тему в конкретных социальных, культурных, градостроительных, ландшафтных и климатических условиях. Какова же роль современных наук в реальной практической деятельности архитектора в части создания интерьера? Вот вопрос, который требует некоторых обобщений и оценки существующего положения дел. С одной стороны, создаются интерьеры ресторанов и кафе, где число декоративных приемов, разнохарактерных отделочных материалов и видов монументального искусства, их стоимость переходят за грань допустимого, рождая подчас безвкусицу. Общественное здание и его интерьер имеют большое идеологическое значение, активно участвуя в эстетическом и нравственном воспитании человека. Градостроительная наука, одна из наиболее совершенных, развитых архитектурных наук, выдвинула требование средового подхода к проектированию отдельного здания, требование сохранения ландшафта, ансамблевости застройки, понимания отдельного здания как части более крупного градостроительного целого. Историческое развитие отдельных типов зданий показывает, что требования утилитарной функции, социального содержания и градостроительные не всегда совпадают.

В изучении множественных связей для большинства общественных зданий решающими требованиями формирования пространства как главного составляющего, как материальной основы интерьера, следует считать комплекс связей, обусловленных назначением объекта и социальными задачами, выявляющими самую суть организации внутреннего пространства и, конечно, градостроительные требования, определяющие общую концепцию объемно-пространственного построения.

Гуманизация среды деятельности и отдыха чемовека

Вопрос о том, что человек должен быть в центре внимания архитектора в процессе его работы, не подвергается сомнению.

Необходимо установить характер и детали многообразного поведения человека в течение дня, месяца, года, чтобы обосновать условия, стимулирующие его поведение и его деятельность. Вполне возможно тонизирующее действие цветом, формой, фактурой. Каждый из этих раздражителей, примененный в интерьере, внесет свою долю необходимого тонизирующего возбуждения. Эмоции человека, центры которых находятся в подкорке, способны осуществить регуляцию мощного восходящего потока энергии, обеспечивающей деятельность коры головного мозга. Эта задача, сформулированная в общем виде, должна решаться в зависимости от характера отдыха — регулярного в клубе и спортзале, дома, периодического в театре и музее и, наконец, сочетающего в себе и регулярность, и периодичность отдыха в санатории, на курорте Вывод, сделанный С. Я. Кузнецовым на основании эксперимента о необходимости дифференцированного подхода к организации отдыха младших и старших школьников, можно расширить. Вопрос о том, как собрать воедино данные различных наук в процессе проектирования, определить последовательность введения научных обоснований проекта, остается до сих пор наиболее сложным и разрешается часто интуитивно.

В предыдущей главе было показано, как отдельные составляющие интерьеры образуют системы, временно независимые и, что особенно важно, несущие эстетическую информацию. Каждое требование, влияющее на архитектурный организм, и соответствующая ему характеристика архитектуры, представляя собой определенную зависимость, может рассматриваться как совокупность двух переменных или простая система. Системный метод Р. Эшби в основу своих принципов ставит логику мышления человека, что позволяет установить оптимальные пути и возможности для формирования объединенных систем.

Сравнительный анализ полученных зависимостей между крайне разнообразными ландшафтно-климатическими требованиями различных зон и характеристиками школьных зданий позволил установить для каждой зоны доминирующую систему и требования, определяющие композиционную Следовательно, на первой стадии методом последовательного соединения основных частей системы или подсистем может быть создана пространственная композиционная структура проектируемого объекта. Разберем, как все это звучит по отношению к архитектуре. Роль независимых функций А и С в нашей системе будут выполнять вторичные независимые системы — система покрытия, ограждающие поверхности, оконные проемы и витражи. В любом виде искусства для отражения того или иного замысла автор определяет художественную тему

Следовательно, предложение, устанавливающее габариты здания, его фронтальную композиционную основу, в результате анализа и оценки всесторонне обусловленных связей или простых систем можно рассматривать как первую ступень создания объединенной системы, где доминирует система (объем — градостроительная ситуация). Вторая подсистема определяет расположение рабочих помещений, обслуживающих залы, помещений президиума, прессы, иностранных представителей в соответствии с расположением основных помещений. Избранная тема принята как основа для определения и включения системы покрытия и ограждения, системы проемов и витражей, системы оборудования и размещения его в созданном пространстве, системы освещения и монументально-декоративного искусства.

Имеется в виду, во-первых, самое общее решение градостроительной задачи, во-вторых, замысел — осмысленная художественная тема, отражающая содержание, и, наконец, композиционное пространственное разрешение данной конкретной темы, завершающееся разработкой интерьера Представить себе идею и пространственную структуру будущего здания — значит акцентировать внимание на той или иной стороне содержания, значит считать, что именно эта сторона — главная, подчеркнуть ее значимость и по-своему раскрыть сущность объекта.

Надо сказать, что сложные пространственные системы могут быть решены только лишь при условии расширенной системы знаний, собственно архитектурной культуры, открывающей широкие возможности для свободного выбора элементов, свободы действий и неожиданности решений.

О развитии пространственных концепций

Архитектор не свободен в своем творчестве в такой степени, как живописец, скульптор, композитор, он имеет точное задание на проектирование, в его распоряжении находятся определенные материально-технические средства, он работает, используя систему композиционных принципов своего времени, участвуя одновременно в отработке их. Говоря о связях в конкретном произведении, важно представить себе, что каждый проектируемый архитектурный объект характеризуется множеством различных внутренних связей. Проблема изучения системы композиционного мышления в целом сводится к трем крупным вопросам Существенно то, что зависимости между процессами, происходящими внутри здания, и конкретными пространственными структурами не жесткие. Выдвинутое в начале XX в. понятие единого непрерывного пространства возникло как фиксация реального процесса развития новых типов общественных зданий.

Изолированные объемы могут быть скомпонованы также в виде нескольких замкнутых помещений, объединенных в группы, например в группы классов, аудиторий и других рабочих помещений. Развитие принципов композиции в советском зодчестве продолжается, предопределяя в известной степени решение интерьера Одним из характерных явлений советской и зарубежной архитектурной практики, которое, несомненно, окажет серьезное влияние на дальнейшее развитие пространственных концепций, следует считать тенденцию к укрупнению общественных зданий.

Автор специальной монографии Р. Саксон пишет: «Век атриумных зданий только начинается». Атриумные здания способны решить серьезную градостроительную задачу, участвуя в обновлении и преобразовании городских площадей и улиц, а также в перекрытии пространств между зданиями. По подсчетам В. Хахулина оптимизация жизни в условиях Севера благодаря созданию искусственной жизненной среды связана с дополнительными капиталовложениями в строительство. Многоярусное пространство с верхним светом включено в ряд универмагов и торговых центров

Среди атриумных зданий наиболее значителен осуществленный в 1985 г. общественно-административный центр штата Иллинойс в Чикаго (архитекторы Мурри и Хельмут Ян). Здание школы танцев Парижской оперы Строительство атриумных зданий можно рассматривать как перспективное направление в развитии нового универсального типа общественно-административного здания. В этой, безусловно интересной, традиционной, можно сказать, брутальной композиции, он — последователь Ле Корбюзье, превышая его в масштабах строительства Дворец выставок в Вильнюсе — пример композиции, решенной в застройке старого города В своем развитии современная архитектура стремится не в меньшей степени, чем это было раньше, к определению своего порядка. Ось сохраняет свое организующее значение, но проявляет себя по-разному в зависимости от самых различных условий и задач, возникающих в процессе проектирования.

Одно из зданий, построенных в историческом центре Вильнюса,— Дворец выставок (архит. В. Чеканаускас). Поставленный на красной линии одной из живописных, свободных по очертанию улиц старого города, он не уничтожает старой застройки, а благодаря ряду уступов в плане органично связан в ней. Одновременно с поисками закономерностей построения для современных общественных зданий характерны самые различные приемы нарушения строгой симметрии, обусловленные скрытыми, невыявленными, но иногда более тонкими существенными требованиями создания художественного образа. Обобщая сказанное, можно пока говорить об отработке самых общих композиционных принципов организации пространства общественных зданий.

Решение задач по физике, электротехнике, математике, информатике История искусства